Наместники монастыря (с 1597 по настоящее время).

НАСТОЯТЕЛИ ПЕРВОГО ПЕРИОДА

(1597-1618)
ИГУМЕНЫ

Первым настоятелем Коренной пустыни Игумен был Игумен Евфимий; пострижен в монашество из священников г. Рыльска, в миру именовался Георгием. Упоминается в рукописном сказании о явлении чудотворной Иконы «Знамения» Божией Матери Курской в 1597 году.

  1. Вассиан
  2. Давид
  3. Cерапион

Упоминается в одном из монастырских актов 1622 года, а именно: в деле о принадлежавшем Коренной пустыни святом городище на реке Рати, в 15 верстах от Курска, причем замечено «и что прежние игумены монастыря Пречистой Богородицы: Вассиан, Давид и Серапион, приходя из пустыни (на урочище, что при реке Рати), рыбу лавливали и всяким угодьем владели».

Игумен Иосиф упоминается под 1611-1613 годами; он перешел с братией из пустыни в Курск от неприятельского нашествия, куда еще ранее по царскому указу была перенесена из пустыни же чудотворная Икона и все ценное церковное и монастырское имущество потому же поводу; сидел в осаде 1611 года, а как в том же году монастырь в пустыни был разорен и сожжен крымскими татарами, то игумен Иосиф и остался с братией того монастыря в Курске, где по просьбе «всякого чина градских людей» занялся строением, по данному ими во время осады обету в малом Острожке церкви и монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по устроении коего в 1613 году был назначен настоятелем сей ново устроенной обители. Можно полагать, что его же попечением, по миновании неприятельского нашествия, построена также в пустыни на месте разоренной обители деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая по одному акту 1617 года значится еще не освященною.

НАСТОЯТЕЛИ ВТОРОГО ПЕРИОДА
(1613-1764) 
СТРОИТЕЛИ:

По возобновлении около 1618 года пустынной обители на месте явления чудотворной Иконы, этой пустынькой во весь долгий период ее зависимости от Курского Богородицкого монастыря (1618-1764) управляли иеромонахи того монастыря, которые в XVIII столетии именовались строителями; некоторые из них известны и по именам, таковы например:

  1. Иеромонах Рувим упоминается под 1701 годом.
  2. Иеромонах Боголеп Сухочев из дворян: он построил в пустыньке в 1703 году «своим коштом» первый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в трапезе во имя Св. Иоанна Предтечи и каменную шатровую колокольню. Храм этот сломан в 1852 году.
  3. Иеромонах Карион упоминается под 1703 и 1714 годами в подписи на Евангелии. 
  4. Иеромонах Софроний упоминается под 1722 годом.

НАСТОЯТЕЛИ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА

(1764-1862) СТРОИТЕЛИ:

  1. Игумен Гавриил поступил в 1764 году; за разные проступки 1765 году лишен по суду игуменского сана и назначен на жительство в Сумской монастырь.

  2. С августа месяца 1764 года управлял Коренной пустынью в звании «начальника обители» Курского Знаменского монастыря иеромонах Иоиль Фалькевич.

  3. Игумен Исаия, по прозванию Илляшевич, родом из Харькова, сын священника Михаило-Архангельской церкви, что в слободе Борисовке (Хотмыжского уезда); пострижен в монашество в Белгородском архиерейском доме преосвященным Иасафом Горленко; проходил при том же доме порядки и послушания: житейного, ключника, ризничего и казначея, а в 1758 посвящен в игумена в Карповскую Троицкую пустынь, по упразднении которой (в 1764 году указом от 8 апреля 1765 года) назначен настоятелем Коренной пустыни, а в 1770 году 13-го сентября месяца, по указу преосвященного Самуила епископа Белгородского перемещен настоятелем же в Белгородский Николаевский монастырь.

  4. Строитель иеромонах Стефан из Белгородского Николаевского монастыря, определен в сию должность по указу преосвященного Самуила епископа Белгородского от 10 сентября 1770 года; 15 октября того же года был назначен временно управлять Курским Знаменским монастырем по случаю избрания и посвящения настоятеля его, архимандрита Иова, в сан епископа Переяславского. Был присутствующим в Белгородской духовной консистории (вероятно, по званию эконома Белгородского архиерейского дома).
  5. Игумен Афанасий Илляшевич упоминается с октября 1774 года. Родитель о. игумена Исайи, последний из настоятелей упраздненного Коренного Никольского Ратского монастыря (в Белгородском уезде).
  6. Строитель иеромонах Александр из казначеев и ризничих Белгородского архиерейского дома, упоминается с 1774 по 1775 (декабрь) в звании строителя пустыни был вместе и экономом Белгородского архиерейского дома при преосвященном Аггее и присутствующим в Белгородской духовной Консистории.
  7. Строитель иеромонах Лаврентий Карпинскийс 1775 по 1778 год, перемещен настоятелем в Горохватскую Рождественскую Богородицкую пустынь.
  8. Строитель иеромонах Константин с 1778 по 1780 год, переведен из строителей Богородицкого Знаменского монастыря указом преосвященного Аггея от 1-го ноября 1778 года.
  9. Строитель иеромонах Авдий Туранский с 1778 по 1792 год, из духовного звания. Обучался в Харьковском коллегиуме, пострижен в монашество в Харьковском же Покровском училищном монастыре и, оставшись в коллегиуме, обучал в нем латинскому языку, грамматике, пиитике, риторике, философии и богословию; а в прибавочных классах: немецкому языку, истории, географии и арифметике по 1778 год, а с 1778 года по резолюции преосвященного Аггея находился в том же коллегиуме учителем низшего грамматического класса и по воскресным дням после ранней обедни преподавал «инструкции на катехизис» Московского и Калужского архиепископа Платона. В 1760 году назначен настоятелем в Коренную пустынь; в 1783 сделан присутствующим в Курском духовном правлении; в сентябре 1791 года - префектом Курского духовного училища, а в 1792 году перемещен из Коренной пустыни настоятелем в Обоянский Знаменский монастырь; оттуда игуменом в Молченский Печерский, а в 1796 году 17 февраля произведен в архимандрита и назначен настоятелем Преображенского Острожского монастыря и ректором Волынской семинарии; скончался 23 февраля 1807 года.
  10. Строитель иеромонах Иларий, с 1792 по 1795 год, назначен по указу Святейшего Правительствующего Синода к преосвященному Феофану епископу Тамбовскому, о высылке из Саровской общежительной пустыни иеромонаха в Курскую Коренную пустынь для заведения в ней общежительных порядков. По ведомостям значится из Великороссиян духовного звания, пострижен в монашество в Астраханском Спасском монастыре в 1758 году, был в Астраханском архиерейском доме ризничим, экономом и духовником, и наконец определен там же строителем Покровского монастыря, откуда по собственному желанию перемещен Тамбовской епархией в Саровскую общежительную пустынь; а в 1792 году 20 октября по указу святейшего Синода назначен строителем в Коренную пустынь, откуда в конце 1795 года, согласно его собственному прошению, уволен преосвященным Феоктистом обратно в Саровскую пустынь.
  11. Иеромонах Софроний до назначения нового настоятеля управлял Коренной пустынью в звании «начальника обители». По ведомости 1797 года, о. Софроний из Великороссиян купеческого звания; поступил первоначально в Ростовский Яковлевский монастырь, где и пострижен в монашество архимандритом Феоктистом, (впоследствии архиепископ Белгородский) в 1772 году, посвящен в иеромонахи в 1774 году, и был при строении Яковлевского монастыря, в том же году переведен в Ставропигиальный Симонов монастырь, в 1779 г. в Курский Знаменский монастырь, где был казначеем по 1781 год, отсюда в Ставропигиальный Воскресенский монастырь, где был ризничим по 1786 год, а потом наместником по 1793 год, и в этом же году, по желанию его, переведен в Коренную пустынь, в которой исправлял казначейскую должность по 1795 год, а с этого года, за увольнением строителя о. Илария в Саровскую пустынь и до назначения нового настоятеля, управлял сей обителью в звании начальника ее.
  12. Игумен Макарий Каменецкий, с 1799 по 1815 год. О. Макарий, по справедливости, должен занять самое почетное место в ряду настоятелей Коренной пустыни, как наиболее (разумеем с наибольшим успехом) потрудившийся в ее пользу, почему и более других имеет право на ее благодарную память и признательность. Родом из Велико-российских дворян, по фамилии Каменецкий; до пострижения в монашество находился в разных монастырях и послушаниях; с 1766 по 1770 в Киево-Печерской Лавре, с 1770 по 1773 в Коренной пустыни, с 1773 по 1780 в Саровской общежительной пустыни, с 1780 по 1787 в Ставропигиальном Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре, во время управления которым преосвященного епископа Сильвестра; с 1787 по 1792 в Ставропигиальном
    Новоспасском монастыре, с 1792 по 19 апреля 1793 в Свято Троицкой Александро-Невской Лавре (бывшей тогда еще монастырем) «послушником же и в почтенных послушаниях и знатных доверенностях». 19 апреля 1793 года в св. пятидесятницу пострижен в монашество высокопреосвященным Гавриилом митрополитом Новгородским и С.-Петербургским; 12 июня того же года он посвящен в иеродиакона, и 6 декабря в иеромонахи и с февраля месяца этого же года (1793) до февраля 1799 года проходил послушание трапезатора, то есть: «был попечителем и распорядителем в довольствии преосвященного и тоя Лавры священноархимандрита и всей Лавры, а случайно и Императорского придворного штата, съестными и питейными припасами и имел наблюдение принадлежащей к тому экономии».

Между тем в Святейшем Синоде «был трактован» к посылке начальником миссии в Северную Америку в Кадьяк в сане архимандрита; но это не состоялось, ибо оказался желающий из Валаамского Спасопрепображенского монастыря иеромонах Иоасаф. Потом преосвященный Павел, епископ Нижегородский, приглашал о. Макария архи-мандритом же в свою епархию, но и от этого приглашения он по смирению своему уклонился. Наконец, по просьбе преосвященного Феоктиста епископа Белгородского и Обоянского и по благословению своего покровителя митрополита Гавриила в 1799 году 23 марта он был определен настоятелем в Коренную пустынь в звании строителя и ока-
зал ей многие и незабвенные услуги своей постоянной заботливостью и прилежанием о ее благоустройстве. В том же 1799 году, во время священнодействия в первый день Петровского поста, преосвященный Феоктист наградил о. Макария набедренником. Потом тот же преосвященный, ценя заслуги и способности о. Макария, три раза соглашал его принять сан архимандрита: первый раз по смерти настоятеля Курского Знаменского монастыря архимандрита Амвросия, во второй раз по кончине Феодосия в 1802 году архимандрита Софроновской пустыни и в третий в 1804 году на место умершего настоятеля (архимандритского сана) Рыльского Николаевского монастыря; но о. Макарий из усердия к Коренной пустыни, желая окончить свою жизнь на месте, ознаменованном особым благоволением Божией Матери - в явлении Ее чудотворной Иконы, смиренной просьбой уклонился от всех трех приглашений, хотя о последних двух и было уже сделано представление Святейшему Синоду. 
В 1806 году в бытность в Петербурге, по делам своей обители, о. Макарий, по представлении тогдашнего обер-прокурора князя А.Н.Голицына, по Высочайшему повелению посвящен в сан игумена той же пустыни, 25 февраля митрополитом Амвросием «во уважение усердия и беспорочной его службы», как выражено в синодском о сем указе. Скончался 16 августа 1815 года, благоустроив во всех частях вверенную ему обитель и обеспечив надолго средства к поддержанию ее благосостояния, испрошением дозволения продлить срок пребывания в пустыни чудотворной Иконы вместо прежних двух недель до 12 сентября, с правом пользоваться церковным сбором за все это время Коренной пустыни безраздельно. Погребен 19 августа под папертью соборного храма.

АРХИМАНДРИТЫ

    1. Архимандрит Палладий Белевцев, с 1815 по 1818 год. Избран по кончине о. Макария из казначеев той же обители, братией и притом, как сказано в консисторском указе, «единогласно». О. Палладий родом из дворян Курской же губернии, по фамилии Белевцев, получил воспитание в инженерном корпусе, из которого, по окончании курса наук, поступил на службу в артиллерию. Чувствуя влечение к иноческой жизни, он скоро оставил военную службу и поступил на испытание себя в Коренную пустынь, где и пострижен в монашество 15 апреля 1806 года игуменом Макарием, в том же году произведен в иеродиакона и иеромонаха и проходил в этом монастыре должность казначея и поверенного по значительным делам вне обители. По кончине о. Макария, по избрании братии, сделан из казначеев настоятелем обители с возведением в сан игумена, а в 1816 году посвящен в архимандрита с оставлением в той же обители, по случаю учреждения в ней в этом году архимандритского настоятельства. В 1818 году переведен настоятелем же в Курский Знаменский монастырь, а в 1829 взят наместником в С.-Петербургскую Александро-Невскую Лавру, где и скончался.
  1. Архимандрит Макарий II (1818-1821). Архимандрит и кавалер ордена Св. Анны II степени. Назначен в Коренную пустынь из настоятелей заштатного Полоцкого монастыря (Могилевской губернии). О. Макарий по ведомостям значится из купеческого звания, Смоленской губернии города Гжатска; пострижен в монашество в 1806, в старообрядческом Покровском монастыре, Черниговской губернии, иеромонахом Филаретом, а в 1815 г. преосвященным Михаилом, епископом Черниговским, посвящен 15 апреля в иеродиакона, а 17-го в иеромонахи в Петербурге на Ярославском подворье в домовой церкви проходил экономическую должность; в 1816 году произведен в архимандриты Могилевской епархии в Полоцкий Богоявленский монастырь, который восстановлен им, после французского разорения, на сумму, отпущенную из комиссии училищ, и был награжден за это орденом Св. Анны II степени; и отсюда «по известной Святейшему Синоду способности его к управлению монастырским общежительством и содержании онаго в назидательном устройстве», назначен настоятелем пустыни. В мае месяце 1820 года перемещен настоятелем же в Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии.
  2. Архимандрит Израиль (1820-1831), из духовного звания, уроженец Орловской губернии. В 1804 году рукоположен в диакона преосвященным Досифеем, епископом Орловским и Севским, того же года 11 сентября был определен к Севскому кафедральному собору для исправления иподиаконской должности, которую отправлял по 1810 год, а в сем году был вытребован в Александро-Невскую Лавру, где и постригся в монашество в 1811 году, в 1812 назначен митрополитом Амвросием в должность ризничего, а в 1813 посвящен в иеромонахи и принадлежал с 1814 года к соборному служению, награжден набедренником, а в 1820 году, 25 февраля, посвящен митрополитом Михаилом в архимандриты и назначен настоятелем сей пустыни. В 1831 году 31 марта, перемещен настоятелем же в Николаевский Рыльский монастырь.
  3. Архимандрит Паисий (1831-1841), из купеческого сословия, Черниговской губернии города Кролевца; в монашество пострижен в 1814 году в Глинской Богородицкой пустыни; в том же году 12 марта рукоположен преосвященным Феоктистом в иеродиаконы, а 14-го - в иеромонахи; проходил в Глинской пустыни должности ризничего и казначея; в 1817 году определен строителем в Обоянский Знаменский монастырь; а в 1818 году посвящен в сан игумена преосвященным Владимиром «за устройство сего монастыря, приобретение значительного количества церковного имущества и введения в оном общежития». В 1831 году, 22 июля, посвящен в архимандриты и назначен настоятелем в Коренную пустынь; в 1835 году получил от преосвященного Илиодора признательность за отличное попечение и благоустройство вверенной ему обители и по его же представлению Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны II степени. После о. игумена Макария это был один из наиболее потрудившихся в пользу Коренной пустыни ее настоятелей. Нынешние величественные каменные крытые сходы, ведущие от соборного храма к нижней церкви Живоносного Источника и стоящие 800,000 руб. ассигнациями, навсегда останутся незабвенным памятником усердия о. Паисия к благоукрашению сей обители и вместе памятником его практической опытности в монастырском хозяйстве. Скончался 2 мая 1841 года, после трехмесячной болезни, с напутствием Св. Христовых Таин и погребен в сей же обители сбоку устроенных им сходов.
  4. Архимандрит Вениамин (1841-1844), из духовного звания, Волынской губернии, был на службе в Китайской Пекинской миссии, в октябре месяце 1845 года перемещен из Коренной пустыни в Преображенский посольский монастырь (Иркутской епархии), но при проезде через С.-Петербург оставлен наместником в Александро-Невской Лавре, скончался же в Крыму, где последнее время был настоятелем открытых там преосвященным Иннокентием скитов.
  5. Архимандрит Палладий II (1844-1853), родом из мещан, пострижен в монашество в Курском Знаменском монастыре в 1852 году. В том же году посвящен преосвященным Илиодором 26 июля в иеродиакона, а в 1834 году 7 октября - в иеромонаха; проходил в этом монастыре должности: ризничего и казначея; в 1835 году награжден набедренником; в 1841 году назначен экономом архиерейского дома; в 1843 году получил золотой наперсный крест, а в 1844 году 21 января назначен настоятелем Коренной пустыни с возведением в сан архимандрита. Скончался в 1853 году и погребен в сей же обители. До назначения ему преемника управлял Коренной пустынью эконом архиерейского дома иеромонах Серафим.
  6. Архимандрит Иоаким определен в сию пустынь указом Святейшего Синода 22 января 1854 года из настоятелей Владимирского Спасо-Евфимиевского монастыря, а в декабре месяце того же года уволен согласно его прошению на покой во Владимирскую епархию.
  7. Архимандрит Серафим (1854-1862), из вдовых священников, Курской епархии; по окончании курса наук в Курской духовной семинарии, посвящен в священники Покровской церкви села Липовца (Обоянского уезда) в 1821 году; овдовев, вступил в число братства Коренной пустыни, где и пострижен в монашество в 1838 году; 15 июля того же года избран в благочинные сей обители; в 1841 году переведен в Курский Знаменский монастырь (архиерейский дом); 15 апреля того же года определен духовником для ставлеников; 26 апреля назначен для особых занятий по хозяйственной части с определением благочинным монастыря; 3 мая награжден набедренником; с 1841 года по 1843 год управлял Белгородским Свято-Троицким монастырем, по случаю вызова его настоятеля в С.-Петербург на чреду священнослужения. В 1843 году исправлял должность эконома архиерейского дома. В том же году 31 декабря посвящен в сан архимандрита с присвоением ему лично настоятельской степени третьего класса, а в 1844 утвержден экономом архиерейского дома. С 1845 года состоял членом нескольких временных комитетов, заведовал разными постройками в Курском Знаменском монастыре (архиерейском доме) и неоднократно получал признательность. В 1851 году Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны III степени. В 1853 году (26 ноября), по случаю кончины настоятеля Коренной пустыни архимандрита Палладия, было вверено ему управление оною с возложением на него попечения о постройке соборного храма, а в 1854 году 9 декабря о. Серафим определен настоятелем этой пустыни и членом строительного комитета по постройке в ней соборного храма; в 1862 году в мае месяце перемещен настоятелем же в первоклассный Мелецкий монастырь Волынской епархии.                                                                                        Архимандрит Ювеналий (Половцев)
  8. Архимандрит Ювеналий, с 8 мая 1862 года, о. Ювеналий по фамилии Половцев, из дворян Псковской губернии; по окончании курса наук в артиллерийском училище, не долго находился на военной службе и, по склонности к монашеской жизни, оставил ее, в 1847 году, с чином подпоручика артиллерии; поступил на жительство в скит Св. Иоанна Предтечи Господня, находящийся при Козельской Введенской Оптиной пустыни (Калужской епархии). Здесь постригся в монашество 29 апреля 1855 года, в следующем 1856 году 8 ноября посвящен в иеродиакона преосвященным Григорием епископом Калужским и Боровским, а 11 июля 1857 года - в иеромонахи; по указу святейшего Синода от 22 октября того же года назначен членом Иерусалимской духовной миссии; а указом от 14 апреля 1861 года уволен из оной согласно прошению по болезни, с награждением за службу при миссии набедренником и наперсным крестом. По возвращении в Россию, 10 ноября 1861 года, назначен настоятелем Глинской Богородицкой пустыни (Курской епархии) с возведением в сан игумена; а 8 мая 1862 года перемещен настоятелем же в Коренную Рождество-Богородицкую пустынь, причем согласно указу Святейшего Синода от 13 июля того же года 15 августа возведен в сан архимандрита в соборном храме Курского Знаменского монастыря преосвященным Сергием епископом Курским и Белгородским. Архимандрит Ювеналий в бытность свою в Коренной пустыни настоятелем устроил две гостиницы, одну из них каменную большую двухэтажную, а другую с одним этажом, и каменный для братии двухэтажный корпус, а в 1868 году переведен наместником в Александро-Невскую Лавру. На место его настоятелем в Курскую общежительную пустынь в том же году назначен казначей Белогорской пустыни иеромонах Иоанникий с возведением в сан игумена.   

В СОХРАНИВШИХСЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ УПОМИНАЮТСЯ ИМЕНА НАСТОЯТЕЛЕЙ, ПОТРУДИВШИХСЯ НА БЛАГО ОБИТЕЛИ

Arhm Varnava cr ii

Архимандрит Варнава 1918-1919 гг.

 

Иеромонах Иоанникий
1868-1885 гг.

Игумен Кассиан
1896-1908 гг.

Архимандрит Нестор
1908-1915 гг.

Архимандрит Палладий
1915-1918 гг.

Игумен Варнава

1918-1919 гг.

Иеромонах Иннокентий

1918-1923 гг. Временно исполнял должность наместника монастыря в связи с отъездом игумена Варнавы с Иконой «Знамения» Курской Коренной за границу.

Архимандрит Иннокентий 1918-1923 гг.

ПОСЛЕ 66 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ ВОЗРОЖДАЮЩУЮСЯ ОБИТЕЛЬ ВОЗГЛАВЛЯЛИ:

Иеромонах Григорий (Кренцив)
с августа 1989 г. по по январь 1990 г.

Архимандрит Исайя (Каравай)
с января 1990 г. по октябрь 1990 г.

Игумен Григорий (Кренцив)
с октября 1990 г. по август 1993 г.

Архимандрит Иоанн (Рудаков)
с августа 1993 г. по декабрь 2004 г.

Игумен Вениамин (Королев) Наместник монастыря с 2004 года на сегодняшний день епископ Льговский и Железногорский.

С 29 августа 2012 года  Игумен Серафим (Котельников)  и по сегодняшний день наместник монастыря.


 

niceText