Worship

The monastery is open to the public with 6-30 morning until 22-00 Evening.

Divine service in the monastery is performed according to the full daily circle of Divine Services:

  • 7.00 – Midnight, morning prayers.
  • 7.40 – prayer service in front of the icon of the Mother of God "Sign". On Saturday, the abbot of the monastery participates in the prayer service with all the clergy and a full choir..
  • 8.30 – prayers for confession, times, Liturgy. At the end of the Liturgy, a requiem service is served. On the vigil holidays, the requiem service is lowered.
  • 18.00 – Vespers with Matins.

Liturgical instructions for 4 May 2024 of the year

21. Holy Week. Holy Saturday.

Mr. Ианнуария еп. and mh. Theodore, иже в Пергии.

Полунощницу «поем в келлиях, и глаголем кафизму 9-ю» (Typicon, Hl. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера», 2-e "see"). По 1-м Трисвятом – тропарь, glas 2nd: «Благообразный Иосиф…». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, glas 6: «Бездну заключивый…» (см на утрене Великой Субботы). «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни, God…» не произносится).

Note. According to the Charter, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час нощи», T. E. по-нашему – около 1-го часа ночи (Wed.: Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

Начало Matins обычное (с «Царю Небесный…»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы[1].) Ектения великая.

Note. В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне.

На «Бог Господь» – тропарь, glas 2nd: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – ин тропарь, the voice is the same: «Егда снизшел еси…», «И ныне» – ин тропарь, the voice is the same: «Мироносицам женам…».

Note. «Посем настоятель свещы раздает братии: и начинаем пети непорочны со сладкопением. Такожде по стиху. И похвалы возглашает певец, во глас 5-йТогда настоятель кадит церковь всю, и братию по чину» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу окрест (thrice) и совершают, By tradition, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы). According to the Charter, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы[2].

По 1-й статии – ектения малая. Возглас: «Яко благословися Твое Имя, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

С началом 2-й статии совершается малое каждение. By tradition, малые каждения совершает священник с диаконом.

Note. «И покадив, начинает 2-ю статию. Другий лик поет припев: Достойно есть величати Тя, Жизнодавца Таже иерей кадит токмо иконы первыя, и лики» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»)[3].

Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее – малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, Иже на Престоле Славы Херувимстем почиваяй, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

В начале 3-й статии, which, по Уставу, поется на 3-й глас – малое каждение.

Note. «И начинаем 3-ю статию, кадящу настоятелю» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

По окончании 3-й статии – тропари воскресные, поемые по Непорочных, Glas 5: «Angelic Cathedral…» (с обычным припевом: «Благословен еси, God…»). В это время, By tradition, совершается полное каждение всего храма[4].

Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

По возгласе – седален Триоди, Glas 1st: «Плащаницею чистою…». «Слава» – тот же седален[5], «И ныне» – ин седален, the voice is the same: «Ужасошася лицы ангельстии…»[6].

Psalm 50. (Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата затворяются. «Воскресение Христово видевше» не поется. Молитва: «Save me, Боже, люди Твоя» не читается.)

Канон Великой Субботы из Триоди, glas 6: «Волною морскою…», со ирмосом на 14 (irmos twice, Troparia on 12). Припевы к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские песни не стихословятся.

Катавасия по каждой песни – ирмосы того же канона.

Note. «Есть же канон от первыя песни до шестыя, творение Марка монаха, епископа Идрунтскаго: [Ирмосы же творение жены некия Кассии именуемыя,] от 6-я же песни до конца, творение господина Космы» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

По 3-й песни – седален Триоди, Glas 1st: «Гроб Твой, Спасе…». « Glory, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак Триоди, glas 6: «Бездну заключивый…», и икос, the voice is the same: «Содержай вся…».

На 9-й песни – обычное каждение («Честнейшую» не поем).

On the 9th song "Worthy to eat" is not sung. Вместо светильна поется на 2-й глас: «Свят Господь Бог наш…», со стихами (thrice).

Note. До пения великого славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

"Every breath…» and Psalms of Praise.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й и глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, glas 6: «Днешний день тайно…», «И ныне» – Богородичен, glas 2nd: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…».

На пение «И ныне» хвалитных стихир отверзаются царские врата, и священнослужители царскими вратами выходят к Плащанице (предстоятель – в полном облачении). Возглас на славословие предстоятель произносит перед Плащаницей.

Note. «Славословие великое. Таже входит настоятель во святый олтарь со иереи и диаконы, и облачится во вся священныя одежды, иереи же токмо в ризы: исходит со Евангелием под Плащаницею, наддержащим священником, диаконом же кадящим. В то время звон во вся, предходящим ему со свещами, и со двема лампадома: и оба лика поюще Трисвятое надгробное. Приходит же игумен пред святыя царския двери, и ту стоит, ожидая конца Трисвятаго последняго. Сему же кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царския двери, и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготоване столе, во образ гроба…» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Славословие великое. Священник же облачится во всю священническую одежду, и входит со святым Евангелием» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»).

В древности существовала также следующая практика: во время пения хвалитных стихир Плащаницу уносили в алтарь и полагали на престоле. Во время великого славословия совершали каждение престола окрест трижды и через северные врата выносили Плащаницу на крестный ход. По окончании крестного хода Евангелие полагали на престол, а Плащаницу на уготованную гробницу; Евангелие читалось в алтаре, а не перед Плащаницей, как это принято сейчас повсеместно (cm.: Булгаков С. AT. Настольная книга священно-церковнослужителя. Т. 1. S. 616).

Поется великое славословие. Предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение окрест Плащаницы. С началом пения Трисвятого все священнослужители совершают три земных поклона. Затем они подъемлют Плащаницу; предстоятель идет под Плащаницей с малым Евангелием на главе. Если служит один священник, то он поднимает Плащаницу и передает ее благоговейным мирянам, а сам с Евангелием входит под Плащаницу; или сам над главой своей несет Плащаницу, а Евангелие передает диакону. Совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода медленно поется «Святый Боже…», и бывает перезвон (от большого колокола к малым, но не наоборот), а когда шествие войдет в храм, совершается краткий трезвон.

По входе в храм Плащаницу подносят к царским вратам. Предстоятель по окончании пения «Святый Боже» возглашает, воздвизая Евангелие: «Премудрость, прости», и Плащаница относится на середину храма. Совершается каждение окрест Плащаницы (thrice). В это время поется[7] тропарь Триоди, glas 2nd: «Благообразный Иосиф…» (once). Далее тропарь пророчества, glas 2nd: «Содержай концы…», « Glory[8], и ныне» – тот же тропарь. Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен паримии Триоди, Glas 4th: «Воскресни, God, помози нам, и избави нас имене ради Твоего»; verse: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иезекиилева чтение». Диакон: «Вонмем». И чтение паримии Триоди (Иезекииля). Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен Апостола, Glas 7th: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»; verse: «Исповемся Тебе, God, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». Диакон: «Премудрость». Апостол (составной; cm. в Триоди) – 1 Кор., 133 зач. (5:6–8); Гал., 206 зач. (3:13–14). Аллилуиарий, Glas 5: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; verse: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня»; verse: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся». Евангелие – Мф., зач. 114 (читается, By tradition, предстоятелем у Плащаницы). Ектении: полная сугубая – «Рцем вси…», и просительная – «Исполним утреннюю…» (с молитвой главопреклонения), и прочее по обычаю.

Великий отпуст произносится с амвона: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения, страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». По отпусте певцы поют многолетны, затем – стихиру Триоди на целование Плащаницы, Glas 5: «Come, ублажим Иосифа приснопамятнаго…», и бывает целование Плащаницы.

Note. «И бывает целование во обителех на плащанице положения во гробе. А идеже несть плащаницы, целуют образ. Певцы же поют стихиру, Glas 5: Приидите, ублажим: и час 1-й» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Первый же час поется в притворе» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»).

Час 1-й присоединяется к утрене и оканчивается малым отпустом.

Отдельно совершаются часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны[9].

Note. «При часе же 4-м дне. Ударяет параекклисиарх в малое било. И собравшеся поем час 3, 6, and 9, вкупе, просто, в притворе» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

Перед началом часов священнослужители, By tradition, совершают входные молитвы (by custom, перед Плащаницей), облачаются и начинают проскомидию.

На часах – тропарь Триоди: «Благообразный Иосиф…». Кондак Триоди: «Бездну заключивый…».

Блаженны «скоро», без пения (как в Великий Четверток). На «И ныне» – «Верую…». «Ослаби, остави…». По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство» – кондак Триоди: «Бездну заключивый…», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть» до слов: «и Матерь Бога нашего» (inclusive). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: « Glory, и ныне», «Господи, помилуй» (thrice), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог…». Многолетны[10].

Вечерня соединяется с Литургией svt. Василия Великого.

Note. According to the Charter, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «о часе 10-м дне», T. E. по-нашему – около 4-х часов пополудни (Wed.: Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

Возглас: «Благословено Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный…»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы[11]). Великая ектения. Кафизмы нет.

«Господи, воззвах», Glas 1st. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма.

Note. «God, воззвах поем во глас 1-й. Иерей же и диакон отшедше творят проскомидию. И ставим стихов 8, и поем стихиры воскресны 4, Glas 1st: Вечерния наша молитвы: В тоже время кадит диакон. И Триоди самогласны 3, voice of the 8th, на 4» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Таже, God, воззвах, во глас 1-й. Обители же священницы и диакони вси, достигшу стиху, глаголющу: Падут во мрежу свою: полагающе поклон, отходят, и облачатся и сии во одежди, и творят проскомидию» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

On "Lord., воззвах» стихиры Триоди на 8: Sunday, Glas 1st – 4, и Великой Субботы, 8th Voice – 4 (The first stichera – twice). «Слава» – Триоди, glas 6: «Днешний день…», "And now" is a dogmatist, Glas 1st: «Всемирную славу…».

Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий Триоди (By tradition, перед Плащаницей).

Note. «Прокимен не глаголется: Но абие иерей, или диакон, Премудрость. И начинает чтец чтения дне Триоди по чину их. Всех же чтений 15» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

Сначала читаются 1–6 паримии. В конце 6-й паримии, на словах: «И рекоша глаголюще», царские врата, By tradition, отверзаются. Чтец возглашает: «Поим Господеви». Певцы поют на 5-й глас: «Славно бо прославися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, певцы на оба лика после каждого стиха поют: «Славно бо прославися». После всех стихов, чтец: « Glory…». Певцы: «Славно бо прославися». Чтец: «И ныне…». Певцы: «Славно бо прославися». И в заключение сам чтец поет: «Славно бо прославися». Царские врата затворяются.

Читаются 7–15 паримии. В конце 15-й паримии, на словах: «Благословен еси на тверди небесней, и препетый, и превозносимый во веки», царские врата, By tradition, отверзаются, и поется песнь трех отроков (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея). Поется: «Господа пойте и превозносите во вся веки»; далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Господа пойте и превозносите Его во веки». К стиху «Да благословит земля» должно петь: «Господа да поет и превозносит Его во веки». После стиха «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Господа поем и превозносим Его во веки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Последний стих, By tradition, поет сам чтец: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».

Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…»[12]. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…»[13].

Prokimen, Glas 5: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний»; verse: «Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его».

Апостол (читается, By tradition, перед Плащаницей) – Рим., зач. 91.

Аллилуиарий не поется, но чтец произносит вместо «Аллилуиа»: «Глас седьмый», и возглашает (или поет) стихи 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех»; verse: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит»; verse: «Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете?»; verse: «Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте»; verse: «Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его»; verse: «Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят»; verse: «Да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси, вы же яко человецы умираете и яко един от князей падаете». Певцы поют припев: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», к каждому стиху этого псалма.

Во время пения «Воскресни, Боже» царские врата затворяются, и закрывается завеса, священнослужители переоблачаются в белые ризы, и все облачения в храме заменяются светлыми[14]. К чтению Евангелия царские врата открываются.

Note. «Егда поют: Воскресни, Боже, суди земли: Тогда иереи и диакони извлачаются черных одежд, и облачаются в белыя» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Поему же сему, извлачаются иерее и диакони от одежд, и облачаются в белыя» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

Евангелие (читается диаконом перед Плащаницей, а иереем без диакона – у престола) – Мф., зач. 115.

И далее – по чину Литургия свт. Василия Великого.

Вместо «Херувимской» – «Да молчит всякая плоть человеча…».

Note. Великий вход совершается перед Плащаницей. Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» до входа поется, оканчиваясь словами: «…и датися в снедь верным», а после входа продолжается со слов: «Предходят же Сему…», и исполняется до конца[15]. Поминовение на Великом входе совершается по обычной формуле Литургии свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста[16].

Задостойник – ирмос 9-й песни канона Великой Субботы: "Don't weep Mene, Мати…».

Причастен: «Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

После «Спаси, Боже, люди Твоя» поем: «Видехом Свет Истинный…»[17].

Отпуст Литургии: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Произносить воскресный отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос» не следует, ибо это не соответствует смыслу богослужения Великой Субботы[18].

После отпуста, согласно Уставу, совершается благословение хлебов и вина[19].

Note. «И отпуст. Потом бывает обычное благословение хлебов, и вина. Приходит иерей, покадив их, глаголет обычную молитву благословения: Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов И рекше: Аминь» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

Уготованный столец с хлебами и вином поставляется перед Плащаницей, в некотором отдалении от нее, так, чтобы вокруг него можно было совершить каждение. По более распространенной практике столец с хлебами поставляется на солее. По обычаю, поются тропари, glas 2nd: «Благообразный Иосиф…», «Слава» – «Егда снизшел еси…», «И ныне» – «Мироносицам женам…». Совершается троекратное каждение окрест стола с хлебами, затем возглашается: «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй», и иерей читает молитву:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови хлебы сия и вино, и умножи сия во граде сем (or в веси сей, or во святей обители сей) и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Певцы: «Аминь».

Хлебы раздробляются и раздаются верующим.

Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной Литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (cm. в приложении «Богослужебных указаний»)[20].

В Великую Субботу на трапезе разрешается пища без растительного масла и вино.

Note. «Долженствует же екклисиарх имети опасство, да егда скончавается литургия, будет час 2-й нощи.

По отпусте же исходим из церкве в трапезу, и сядем кийждо на месте своем, с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба: якоже бы просфоры на то уготовлены, в пол литры хлебы, умерены равны, и по 6 смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита. Смокви же обретаются на множайших странах. Нам же вкушающим, предложится чтение великое, в Деяниих святых апостол от начала. Глаголет же чтец начало, иерей же стих: Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И по Амине начинает чтец чести.

[По отпусте же не исходим из церкве, но седим на местех наших, и входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба, и по шести смоквей, или фиников, и по единому красовулю[21] вина. Нам же возлежащим, бывает чтение великое в Деяниих святых апостол от начала (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).]

Ведомо же да есть, яко в завещаниих святых апостол, и инде паки отцы, даже до куроглашения, повелевают отговевати верным. Святый же 6-й Собор до полунощи повелевает. Типицы же Студийский, Иерусалимский, и Святыя Горы, до конца 3-го часа нощи глаголют совершати службу, и тако ясти, ничтоже ино, но хлеб, и овощие, и мало вин, якоже мню. Сия убо вся мы сочетавше, сущим у нас о Христе братиям предложихом, якоже и предречеся по отеческому уставу, яко да купно, внегда зайдет солнце, клепати, идеже доспеет отпуст.

По вкушении же всея братии, бывает чтение в техже Деяниих святых апостол, якоже предречеся. Сие опасство да внимает церквоначальник, да вся Деяния прочтутся до конца. Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага: в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя, и многосонливыя монахи. Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи. Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила по местом. И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает чтение» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-E, 3-е и 4-е «зри»).

Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой заутрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа: «Егда снизшел еси к смерти…».

После уборки храма начинается «чтение великое в Деяниих святых апостол от начала». Чтец: «Деяния святых апостол благослови, Father, прочести». Иерей: «Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Чтец: «Аминь», и начинает чтение.

Аналой для чтения Деяний поставляется перед Плащаницей.


1 По обычаю, перед Плащаницей.

2 Во время пения 17-й кафизмы с похвалами диакон непрестанно кадит Плащаницу.

3 Wed.: Rozanov V. Liturgical Statute of the Orthodox Church. S. 581.

4 Устав умалчивает о каждении во время тропарей по Непорочных («Angelic Cathedral…»).

5 Согласно Постной Триоди, на «Славу» поется окончание седальна.

6 «И чтение в толковании Златоустаго на Евангелие Матфея, зачало 114: Во утрий же день, иже есть по пятце» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

7 «И мы тропарь единожды: Благообразный Иосиф» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»). «Глаголет настоятель: Премудрость, прости. И чтец абие тропарь Благообразный Иосиф единожды» (Typicon, Hl. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

8 Согласно Постной Триоди, на «Славу» повторяется окончание тропаря.

9 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…».

10 Wed.: Великопостный служебник. В 3-х ч. M.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. H. 3. S. 286; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Kn. 6: Saturday. M.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. S. 106–107.

11 По обычаю, перед Плащаницей.

12 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. To. Никольского (cm. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», with. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя…». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже…». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя…»>, заседание 17 July 1997 Mr. // Журнал Московской Патриархии. M., 1997. 8. S. 15–16.)

13 Молитва Трисвятого («Боже Святый…») читается на полной Литургии и в том случае, когда она совершается в соединении с вечерней. Wed.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; M.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. S. 387–391; Булгаков С. AT. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. M., 1993р. S. 882; Настольная книга священнослужителя. M.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. S. 225; Георгиевский А. I. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. S. 59.

14 Переоблачение священнослужителей в светлые одежды – это крещальная особенность, сохранившаяся в современном богослужении от древней практики Крещения в этот день оглашенных (как и апостольское и евангельское чтения Литургии Великой Субботы).

15 Wed.: Булгаков С. AT. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. M., 1993р. S. 618.

16 При архиерейском служении поминовение на Великом входе бывает, как обычно, в царских вратах, после обхождения процессией Плащаницы. В приходской практике, помимо совершения поминовения на амвоне (после обхождения Плащаницы), встречается также обычай совершения поминовения у Плащаницы (посреди храма лицом к молящимся) во время остановки при ее обхождении.

17 Существует практика петь вместо «Видехом Свет Истинный» воскресный тропарь, glas 2nd: «Егда снизшел еси к смерти…» (Wed.: Последование служб в субботу Лазареву, Неделю ваий и Страстную седмицу / Сост. E. Кустовский. M., 2010. S. 300), however, богослужебные книги не дают оснований для подобной замены.

18 См.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Журнал Московской Патриархии. M., 1963. 12. S. 52–69; Liturgical indications for 1998 year. S. 417–419.

19 Встречается практика, согласно которой благословение хлебов и вина, предваряемое пением тропарей и троекратным каждением окрест стола с хлебами, совершается после заамвонной молитвы.

20 Данное указание включено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 May 2017 of the year.

21 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).

Liturgical instructions from the website of the Patriarchate for each day.