Чудесное обретение иконы Знамения пресвятой Богородицы на корню дерева и история её прославления до основанияю Коренной пустыни. Первоначальная история чудотворной Курской иконы Знамения пресвятой Богородицы, с кратким описанием явленных ею знамений милости Божией, изложена в письменном памятнике XVII века. Этот памятник, весьма распространенный в Курском крае и за пределами его, известен в нескольких списках, весьма, впрочем, сходных между собою, и под разными названиями. Более полное из последних таково: „Повесть о явлении чудотворныя Иконы пречистыя Богородицы, честного и славного ея знамешя, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска, в ней же явлено в кратце, и о чудесах от оныя чудесоточныя Иконы пресвятыя Богородицы, и о избавлении града Курска, нашествие черкас, от пленения и иных чудесах”.
По сообщаемым „Повестью” сведениям, явление чудотворного образа Знамения Божией Матери последовало в страдную годину для русского народа, во время тяготевшего над ним страшного татарского ига. В эту бедственную для наших предков пору, когда многие русские города и селения были разорены, опустошены и обезлюдены грубыми варварами победителями, общей горестной участи не избежал и Курск с принадлежавшею ему областью. Он обращен был ханом Батыем в груду развалин, а жители его были пленены или разбежались по укромным местам, спасая свою жизнь и имущество. Одичание и продолжительное крайнее запустение водворились в разрушенном городе и во всей его окружности. Нестерпимый гнет монгольского рабства для русского народа еще усугублялся другими не менее тяжкими бедствиями — голодом, моровыми поветриями и военными опустошениями. А так как во всех явлениях мира и своей жизни он искал религиозного смысла, то и в постигавших его бедствиях он признавал гнев Божий, видел волю Его и небесное наказание за свои грехи. В таких благочестивых воззрениях своих современников утверждали книжники и пастыри церкви, призывавшие бедствовавшую свою паству к нравственному исправлению, к добрым делам, посту и молитве. Не располагая, вследствие своей необразованности, научными средствами и богатым материальным достатком, русские бессильны были бороться с угнетавшими их несчастиями, и потому, внимая голосу своих пастырей, обращались за помощью к Господу. И не напрасны их были молитвы. Милосердный Господь видимо являл свою помощь и облегчал бедственное положение страждущих.
Неиссякаемым источником благодатной помощи Божьей были чудотворны иконы, в значительном числе явленные во время монгольского владычества. Из них более известны в честь Богородицы: Коренная или Курская, Костромская—Феодоровская (1239 г.), Устюжская (1290 г.), Толгская (1314 г.). Чухломская (1350 г.). Донская (1380 г.). Тихвинская”(1383 г.), Путивльская (1405 г.), Колочская (1413 г.). Псковская или Чирская (1420 г.). Представленный перечень чудотворных икон, утверждая факт широкого распространения среди древнеруссов глубокой и живой веры в Богоматерь, как небесную Заступницу рода христианского, в то же время показывает, что вера их была ненапрасной и непостыдной. Обретение Курской (Коренной) чудотворной иконы в одном рукописном сказании об этом достопримечательном событии описывается так: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускори в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц Икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Видя это, оный муж поставил честно обретенную им Икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же об явил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажей повыше упомянутого места на лесистом острову часовню из леса, срубленного на семь месте, и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси. Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, весьма скоро сделалось известным в соседнем г. Рыльские и его окрестностях. Отсюда и устремились к чудотворной Иконе благочестивые жители в надежде от неё исцелиться и утешиться в своих горестях.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав о неоднократных случаях чудотворений, пожелал перенести явленную Икону из часовни в свой город. Его желание было исполнено. Но так как Шемяка не захотел выйти за городские ворота на встречу принесенной Иконе, то за свое маловерие был наказан слепотою, от которой исцелился только после усердной молитвы пред чудотворным образом и всенародного раскаяния в своем легкомысленном поступке. В благодарность за исцеление, прозревший князь выстроил в Рыльские церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и в ней поставил сею чудотворную Икону. Но в храме, строенном маловерным князем Шемякою, Икона не благоволила иметь свое постоянное пребывание; она чудесным образом перенеслась на место своего явления в пустыню, и после источала исцеления всем с молитвою обращавшимся к Богоматери.
Новые чудеса содействовали укреплению в народ веры в чудодейственность образа и благоговейного почитания его, как видимого знака благоволения Божия. Стечения народа, частые и многочисленные, вызывали необходимость совершения в часовне пред чудотворным образом общественных служб. Таковые некоторое время совершал рыльский священник Боголюб, приходивший сюда летом, особенно в праздник Рождества Богородицы. Недолго, впрочем, Боголюбом совершались в часовне службы. Схваченный крымскими татарами, он отведен был в плен, часовня ими была сожжена, а чудотворная Икона рассечена на две части и заброшена. Несколько лет продолжалась скорбь рыльчан о потере чудотворного образа, пока не был выкуплен из плена послами московского князя Боголюб. Первым делом освобожденного из плена Боголюба было разыскание чудотворной иконы, в чем он, Господу ему вспомоществующую, к великой своей радости и успел. Придя на прежнее место явления иконы, в кустах цветов, он обрел рассеченные части иконы. И вот, совершилось новое чудо! Обе части иконы, сложенные Боголюбом вместе, так крепко соединились, что не осталось на ней следов раздвоения и на месте последнего выступила роса.
Воздавши хвалу Господу Богу, исполняющему во благих желание верных рабов своих, Боголюб поставил Икону в выстроенной им хинине, а сам Зашел в Рыльск и известил о чудесном происшествии его жителей. Обрадованные рыльчане снова торжественно и с молебным пением перенесли чудотворную Икону в возобновленную церковь Рождества Богородицы, но Икона, так же как и прежде, чудесно возвратилась на место своего явления, где, к общему изумлению, и найдена была ими. Очевидно было для рыльских граждан благоволение чудотворного образа к месту его явления, куда он возвращался после нескольких повторных случаев перенесения его в Рыльск. Посему они выстроили в пустыни часовню и определили к ней священника для постоянного совершения молебствий пред святой Иконой. С этого времени слава о чудотворной Коренной Иконе все более и более ширилась, так что она сделалась драгоценной святыней не только местной но и всех русских областей. Лучшим подтверждением сего служит благоговейное отношение к ней московского царя Фёодора Иоанновича. Наслышавшись о чудесных исцелениях, исходивших от Коренной иконы Божией Матери и других многочисленных милостях, благочестивый царь Фёдор Иоаннович велел принести оную из пустыни в Москву, для воздаяния ей подобающего поклонения. Принесенную в Москву Икону царь встретил сам с патриархом Иовом, со всем соборным духовенством и воинством. Пред Иконой, внесенной в царские чертоги, совершено было молебствие. Щедрый царь приказал сделать вокруг иконы кипарисную доску с надписанием на ней Господа Саваофа, а по сторонам и внизу—ветхозаветных пророков, при этом еще украсил ее сребропозолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а его супруга, царица Ирина Федоровна привесила к ней пелену красного атласа, так же украшенную драгоценными камнями и с вышитой на ней надписью золотыми буквами: „Повелением благоверного Государя Великого Князя Фёдора Иоанновича всея России Самодержца и Благоверныя Государыни Великая Княгини Ирины, и их дочери Великия Княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистый Богородицы Курския лета 7105” (1597 г.). Отпустив с подобающим торжеством чудотворную Икону в пустынь, царь Фёдор Иоаннович своим указом повелел своим указом в последней выстроить мужской монастырь Рождества Богородицы. Этот монастырь и есть нынешняя Коренная Рождество – Богородицкая мужская пустынь, устроенная царским иждивением. В виду опасности неприятельского нашествия, Икона вскоре перенесена была в восстановленный перед тем город Курск и поставлена в соборной церкви Воскресения, в приделе Рождества Божией Матери.