Чудесное спасение от взрыва 21 марта 1898 года
Почитание Курского Чудотворного Образа из местного постепенно превратилось во всероссийское. Мы уже упоминали, что в Курск и в Коренную Пустынь ко времени выноса Иконы стекались богомольцы со всей средней России. Дважды Икона побывала в Москве Первопрестольной. В 1676 году ее возили на Дон воодушевлять казачьи полки. В 1687 году царями Иоанном и Петром Алексеевичем повелено было взять Чудотворную Икону в «Большой полк», т. е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. Этот «Большой полк» дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли.
Так, Курская Чудотворная Икона, явившаяся на ободрениe русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после Батыева нашествия, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России.
В 1812 году, во время Отечественной войны, куряне соорудили точный богато украшенный список Чудотворной Иконы и послали его Кутузову. Сей список вместе со Смоленским Чудотворным Образом был в ставке Кутузова и осенял войска во время Бородинского сражения. Есть предание, что этот список участвовал потом в походе русской армии в Европу в 1813 году и, возможно, был в битве под Лейпцигом и в Париже, как бы предуказав путь за рубеж самой Чудотворной Иконы.
Точные списки Курской Иконы Знамения находились в царских дворцах Москвы и Петербурга. Явилось и несколько чудотворных списков Курского Образа, например в Серафимо-Понетаевском монастыре Арзамасского уезда Нижегородской губернии, в Знаменской церкви в Петербурге, в одном из сел Ахтырского уезда Харьковской губернии и в других местах.
Такое всероссийское почитание Курского Чудотворного Образа привлекло внимание социалистов-революционеров — этих предтечей большевизма. Понимая отлично, что устои Русской государственности уходят своими корнями в св. Православие, эти господа вознамерились, чтобы поколебать сии устои, пошатнуть веру народную. Для этого дерзновенно решили уничтожить одну из наиболее почитаемых народных святынь, и уничтожить ее на глазах народа. Выбор их пал на Курский Чудотворный Образ, тем более, что в провинции было легче осуществить их злодейский умысел.
В заговоре, между прочим, принимал участие Максим Горький и ряд видных эсеров, очень возможно, и Савинков, как один из самых видных террористов. Адская машина очень большой силы была изготовлена в Финляндии.
Взрыв было решено произвести, для пущего эффекта, во время праздничного богослужения. Кощунственно была выбрана для сего неделя Крестопоклонная. Исполнение этого гнусного дела было возложено на выгнанного за революционную деятельность курского реалиста Уфимцева, которого Горький впоследствии, в своих воспоминаниях, называл «поэтом научной техники».
Уфимцев, как потом признался на следствии, принес адскую машину, завернутую в деревенский холст, во время всенощной, на которой выносили крест, и спокойно положил на полу у самой Иконы, в качестве «приношения». На это никто не обратил внимания, ибо холстину часто приносили крестьяне и клали, как жертву, к Иконе, где эти свертки оставались иногда до вечера воскресного дня. С Уфимцевым участвовал в устроении взрыва еще один человек, имени которого мы не назовем. Дело в том, что в 1949 г., когда правитель дел нашей Синодальной канцелярии, протопресвитер о. Георгий Граббе, был во Франкфурте с Чудотворным Образом, к нему подошел старик и, отозвав в сторону, сказал:
— Я был сообщником Уфимцева в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то Он не допустит гибели столь великой Святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке.
После этого старик со слезами поклонился Чудотворной Иконе и вышел из храма. Этот разговор о. Г. Граббе разрешил мне опубликовать.
Преступники, произведшие взрыв, сначала найдены не были. Однако, спустя два года, Уфимцев, арестованный по другому революционному делу и приговоренный к ссылке в Сибирь, сидя в пересыльной тюрьме в Харькове на Холодной Горе, стал похваляться в среде заключенных, что это он устроил взрыв в Знаменском монастыре. Один из его товарищей по камере, оказавшейся верующим человеком, возмутился таким кощунственным бахвальством и донес по начальству. На дополнительном следствии Уфимцев должен был признаться в произведении взрыва, по поручению партии соцалистов-революционеров, но товарищей не выдал.
Так как Уфимцев, во время совершения своего ужасного преступления, был еще несовершеннолетним, он отделался всего несколькими годами арестантских рот. По отбыли наказания, он вернулся в Курск и открыл там слесарную мастерскую. К стыду курян, у него было достаточно клиентуры. Он даже был в некотором смысле знаменитостью, на которую ходили смотреть, и открыто слыл за революционера.
После октябрьской революции Уфимцев сразу примкнул к большевикам, уехал в Москву и пользовался покровительством Горького. Но и до революции, наша «передовая» интеллигенция, можно сказать, носила его на руках. Известный писатель Леонид Андреев использовал «эффектный сюжет взрыва» для кощунственной пьесы «Савва». В ней он, под именем революционера Саввы, вывел Уфимцева. Савва подговаривает за деньги одного пьяницу монаха из монастыря подложить адскую машину под Икону. Тот соглашается, но в последнюю минуту пугается и докладывает обо всем игумену. Игумен решает использовать это обстоятельство «во славу Божию» и для увеличения монастырских доходов. Он приказывает монаху положить адскую машину к сени, а сам вынимает Чудотворную Икону. После взрыва игумен тайно подкладывает Икону и демонстрирует «чудо».
Явная несообразность этой гнусной выдумки, достойной большевиков, очевидна. Из описания взрыва это станет всем ясно. А такие вещи не только писались до революции, но и беспрепятственно ставились на сцене. Правда, пьеса была допущена к представлению только в 1906 году, когда, после первой революции, были объявлены всяческие свободы. Можно сказать…. «освободились».
Пора, однако, перейти к описанию самого взрыва.
Вот показание одного свидетеля монаха Знаменского монастыря, заимствованное нами из журнала «Русский Паломник» № 12, от 21 марта 1898 года:
«Келлия, в которой я спал, находится рядом с настоятельскими покоями… Мы давно уже спали, как вдруг, около часу ночи, раздался страшный взрыв, от которого лопались стекла на окнах и падали вещи со столов. Конечно, все проснулись. Вскочил с постели и я, но никто ничего не видел… Все было спокойно и погружено во мрак ночи… Тишина какая-то зловещая. Накинув на себя попавшуюся под руки рясу, я выбежал на двор, где ночные сторожа били уже тревогу. От них я узнал, что взрыв произошел в храме. Побежали за ключарем, достали фонари.
Вошли в храм… и страшная картина разрушения представилась нашим глазам. Окна северной стороны и массивные железные двери были взломаны, точно в них ворвались вооруженные грабители … После оказалось, что это последствия взрыва. Когда внутренность храма была освещена как следует, представилась полная картина разрушения. Сень, под которой помещалась Чудотворная Икона Богоматери, площадка перед Иконой, все это обратилось в груду развалин. Чугунная вызолоченная сень, массивный подсвечник на 150 свечей — все разлетелось в куски…
Вся братия спешила к собору. Прибыл и преосвященный Ювеналий… Каково же было наше утешение и радость, когда мы увидели, что не только Святыня, но и самый киот, в котором она находилась в сени, — невредимы! Настолько невредимы, что нигде ни одной царапины. Кругом развалины, груды обломков, картина полного разрушения, а святая Икона, как чудо из чудес, — невредима. Со слезами умиления все пали ниц перед столь явным новым чудом нашей великой Святыни, и с умиленными слезами совершили первое после разрушения молебствие».
А вот показание другого инока, убеленного сединами, приводимое в том же журнале:
«В исходе первого часа вся братия улеглась спать. Во время глубокого сна услыхал я страшный адский грохот, от которого моя кровать как бы закачалась в воздухе. В первый момент у меня как бы помутилось в голове, — слишком уж страшно было пробуждение. Секунда, другая — и забегали по коридору. Тогда только я понял, что случилось что-то ужасное. Выбежав в коридор, я встретил иноков и, вместе с ними, поспешил на монастырский двор. Навстречу попались ночные сторожа, указавшие, что в большом храме произошло что-то ужасное … Побежали доложить преосвященному и архимандриту, но они уже сами встали и спешили в церковь.
Появление среди нас маститого владыки, впереди всех, с твердой решимостью шествовавшего в храм и ободрявшего нас примером и словом, дало нам силы и самим последовать за ним в церковь. Едва только мы переступили церковный порог, как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Тогда отворили все двери и устроили сквозняк, чтобы хоть сколько-нибудь очистить воздух. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Великолепная сень, где помещался Чудотворный Образ, была буквально вся разрушена. Десятки драгоценных золотых и серебряных лампад разбиты и с неимоверной силой отброшены на 6-7 сажен. Стенки сени и ее колонки сдвинуты с мест, сдавлены, попорчены и сильно обожжены. Купол сени сдвинут с места, ступеньки, расположенный под сенью, далеко отброшены с неимоверною силою и лежали в нескольких саженях от своего места. Лепные украшения осыпались и ободрались. Весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Повсеместно валялись: штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, свечи, клочья материи… Преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков, с душевным трепетом вынули из киота совершенно невредимый чудотворный Образ Знамения Божией Матери. В киоте только стекло оказалось разбитым, а у св. Иконы лишь задымился, вернее сказать, закоптился пороховым дымом венчик…
Трудно описать ту радость и то благодарение Богу и Пресвятой Богородице, кои охватили всех присутствовавших нас, — продолжает инок, — когда мы узрели, что над Чудотворным Образом совершилось новое чудо Божией благодати. Едва разнеслась весть о чудесном событии, как всё жители города, от людей знатных и именитых до последнего бедняка, поспешили в монастырь. В девятом часу утра раздался благовест, и двери храма распахнулись. Многотысячная толпа, как один человек обнажила головы и осенила себя крестным знамением. Народ устремился в церковь, где в присутствии начальствующих и должностных лиц города, было совершено преосвященным епископом курским Ювеналием торжественное благодарственное молебствие перед Чудотворным Образом. Храм не мог вместить всех пришедших видеть воочию дивное чудо милости Божией, и вокруг собора образовывались новые и новые толпы богомольцев. Необычайною торжественностью отличалось это первое, после только что совершившегося чуда, молебствие. Трудно описать минуту, когда после окончания акафиста Царице Небесной преосвященный Ювеналий приподнял Чудотворный Образ и осенил на четыре стороны молящихся, павших ниц перед глубокочтимой святыней».
В дополнение к вышеприведенным двум свидетельским показаниям, приведем еще описание этого чудесного события в местных курских газетах:
«8 марта в 1 ч. 50 м. ночи, вся братия Курского Знаменского монастыря была вдруг разбужена каким-то страшным ударом, причем во всех келлиях дрожали окна, а келейник преосвященного Ювеналия, епископа Курского, был даже сброшен с постели. В сильном испуге монашествующие выбежали во двор. Преосвященный Ювеналия с братией обратились к собору, откуда шел какой-то удушливый запах. Оказалось, когда попытались войти в собор, что он весь наполнен едким дымом и гарью, от которых захватывало дыхание и гасли свечи. Немедленно послали за полицией и прокурором, и страшная весть о катастрофе мгновенно разнеслась по всему городу.
Перед взорами быстро собравшихся в собор всех представителей местных властей: губернатора, жандармского генерала, прокурора, полицмейстера и других, представилась потрясающая картина. По всему полу были разбросаны доски и разбитые стекла, выпавшие, как потом оказалось, даже из верхних окон купола с пятнадцатисаженной высоты. Северная массивная дверь собора была буквально вся разбита и выперта даже наружу. Стенная живопись и алебастр попорчены. Но, более всего, была повреждена та северная ниша, где постоянно находилась высокочтимая Святыня — Чудотворная Курская, или Коренная, Икона Знамения Божией Матери.
Эта ниша, в форме большого кивота, изукрашенного орнаментами и священными медальонами, была буквально вся изломана: внутренние золоченые стенки и её колонны были обожжены и выдвинуты наружу, все лепные украшения и лампады были далеко отброшены в стороны, даже дальше архиерейского амвона; железная решетка, находившаяся перед сенью, была сорвана, а массивный подсвечник на 150 свечей был изуродован и отброшен на несколько саженей к противоположной стене; разбросанные во все стороны порожки, ведущие к сени, повредили стенную живопись…
Несмотря на все эти повреждения, которые могли произойти только от взрыва какого-то очень сильного вещества, сам драгоценный Образ, шестисотлетняя русская народная святыня, Чудотворная Икона Знамения Божией Матери, и на этот раз явила нам великое чудо и осталась на обгоревших поломанных стенах сени целою и невредимою. Она только чуть-чуть сдвинулась влево в кивота, да у ризы венец оказался закопчен дымом. У её кивота не было даже разбито стекло (по предыдущему свидетельскому показанию монаха стекло было разбито, что более правдоподобно, иначе как бы мог закоптиться венчик? Архиеп. С). Была найдена и адская машина, представлявшая собой продолговатый белый металлический ящик, как можно догадаться по её остаткам, с часовым механизмом. По размеру своему этот ящик, с иностранными клеймами, мог вместить больше фунта динамита, чего было совершенно достаточно, по мнению вызванного, в качестве эксперта, из Харькова пиротехника артиллерийского управления Г. П. Иванова, для совершенного уничтожения сени, вместе с Иконой. Следственными властями была сделана протокольная опись всех повреждений и снято несколько фотографии». (Взято из книги: «О чудесах Божиих» издание Афонского Ильинского Скита. 1900 г.).
Все вышеизложенное отмечает ужасную силу взрыва и явно чудесное сохранение Иконы, только слегка сдвинувшейся со своего места, как бы Царица Небесная отвратила Свой Лик от страшного совершенного злодеяния. Что бы было, если бы взрыв произошел во время всенощной или воскресной литургии, когда вмещавший до 5000 богомольцев собор бывал полон народом, особенно теснившимся к Чудотворной Иконе. Конечно, пострадала бы не одна сотня душ. А ведь часовой механизм адской машины этим «поэтом научной техники» был установлен именно с таким расчетом, чтобы взрыв для пущего эффекта произошел на народе.
Так объявлено было два великих знамения от Чудотворного Образа «Знамения»: и Икона уцелела, и ни одна душа не погибла.
Весть об этом дивном знамении облетела всю Россию и даже проникла заграницу. По всем русским церквам в следующее воскресенье, 15 марта, были отслужены благодарственные молебны Владычице, по случаю чудесного спасения Ея Иконы. Курск стал наводняться паломниками, а на вынос Иконы, в девятую пятницу по Пасхе, стеклось свыше 60.000 богомольцев.